Предприниматели собираются работать без займов

Кредиты для малого и среднего бизнеса не становятся доступнее, свидетельствуют данные опроса Национального агентства финансовых исследований. Поэтому предприниматели заявляют, что в обозримом будущем они планируют работать без обращения за банковскими займами — о такой позиции заявили более 80% опрошенных.

Как следует из опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), подготовленного в партнерстве с аналитическим центром МСП-банка, только 11% представителей малого и среднего бизнеса говорят об улучшении ситуации с доступностью кредитов в четвертом квартале 2015 года. Примерно 38% предпринимателей отметили, что в конце прошлого года кредиты стали менее доступными. Половина респондентов затруднились с оценкой.

Из опроса также выяснилось, что треть представителей малого и среднего бизнеса имеют кредиты. При этом среди микропредприятий таких компаний около 24%, среди малых — около 32%, средних — около 39%. Каждый восьмой предприниматель (12%) указал на потребность в перекредитовании. 4% при этом видят необходимость в этом из-за ухудшения банком условий кредитования, а 8% — из-за снижения собственной платежеспособности.

В целом из опроса следует, что предприниматели не спешат брать ни краткосрочные (до трех лет) кредиты (87% опрошенных), ни долгосрочные (свыше трех лет) займы (92%). В НАФИ указывают, что проблема доступности финансовых услуг стабильно входит в топ-5 ключевых проблем бизнеса. На прошлой неделе на съезде Ассоциации российских банков глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что объем кредитования малого бизнеса снижается — по итогам 2015 года он сократился на 5% по отношению к 2014 году. Власти, заверила тогда глава ЦБ, обеспокоены этой ситуацией и уже приняли меры: увеличен лимит по программе поддержки льготных кредитов малому и среднему бизнесу на 25 млрд руб., снижен коэффициент риска для кредитов малому бизнесу до 75%.

Читайте также:  Кредиты для бизнеса в Ханты-Мансийске

Белый дом в апреле опубликовал постановление об отнесении субъектов малого и среднего предпринимательства к соответствующим категориям. По этим параметрам малый и средний бизнес будет ранжирован в едином реестре, который, в свою очередь, будет удостоверять статус предприятий при господдержке и участии в госзакупках. Читайте подробнее

Самые популярные сферы работы малого бизнеса — торговля и предоставление услуг. Средний больше представлен в обрабатывающей промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. В последние годы динамика развития МСП отрицательная. Сказался кризис: рост процентных ставок и нехватка ликвидности ударили по себестоимости продукции и рентабельности бизнеса, инвестпланам и финансовой устойчивости МСП. Читайте подробнее