Также и в учете: чтобы определить сальдо конечное, нужно сальдо начальное сложить с оборотом по дебету и вычесть обороты по кредиту.
Но мы помним, что в бухгалтерском учете мы имеем дело не только с активами, но и с пассивами – источниками нашего имущества, например, с задолженностью другим организациям, банку, учредителям и т.д. Как делаются записи по счетам для пассивов?
Рассмотрим в качестве примера счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Кредит – это наша задолженность банку, один из источников нашего имущества. Помните, в балансе активы у нас записывались слева, а пассивы – справа? Подобная запись делается и по счетам.
Здесь те же дебет и кредит. Но можно заметить, что сальдо по счету мы записали в правой стороне счета – по кредиту.
Если мы берем счет, на котором записывается какой-либо источник, т.е. пассив, то счет называется пассивным. На пассивном счете остаток записывается слева – по кредиту. Поскольку у нас кредитов на момент начала работы не было, то и сальдо мы записали равное нулю.
По кредиту пассивного счета записывается увеличение источников (пассивов), например, мы взяли у банка кредит. По дебету записывается погашение долга, например, погашена часть кредита. В результате конечное сальдо мы рассчитаем как начальное сальдо (величина источников, которая была у нас на начало периода) плюс оборот по кредиту (увеличение источников) и минус оборот по дебету (уменьшение источников).
Получается, что в случае с пассивными счетами все наоборот. Это не случайно, т.к. активы и пассивы находятся в разных частях баланса.
Есть еще один тип счетов – активно-пассивные, у которых может быть как сальдо по дебету, так и по кредиту. Например, на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Пусть мы выдали работнику аванс на командировку 5000 руб. Работник нам теперь должен, это наш актив и его мы будем учитывать по дебету. Работник съездил в командировку и потратил 7000 руб., после чего отчитался в потраченных суммах. Теперь мы должны работнику 2000 руб. и в конце периода мы учтем этот остаток по кредиту счета 71.
Выше мы говорили о принципе двойной записи — все хозяйственные операции учитываются на двух счетах — на одном — по дебету, на другом — по кредиту. Попробуем создать бухгалтерскую запись, которая отразила бы поступление денежных средств на расчетный счет после получения краткосрочного кредита.
На сумму 20 000 руб.
Дебет 51 – Кредит 66 – на сумму 20 000 руб. – на расчетный счет поступил кредит банка.
Все счета, которые можно использовать при составлении бухгалтерских записей, приведены в Плане счетов, который утвержден Приказом Минфина от 31 октября 2000 г. №94н. Счета, которые в нем приведены, изменять нельзя. Но организация может применять не все счета, а только те, которые ей нужны.
Разговор о началах бухгалтерского учета мы продолжим в следующих статьях. Появились вопросы? Задавайте их в комментариях!