Привлечение и удержание квалифицированных работников в учреждениях государственной службы, наравне с мотивацией их к высокопроизводительному труду, являются актуальными задачами, стоящими перед руководителями федеральных служб различных уровней, в особенности в удаленных от центра страны регионах.
Значимым инструментом кадровой политики, который федеральный центр финансирует из средств бюджета, является ипотека для госслужащих, позволяющая работникам,
отработавшим на благо государства не менее 1 года, получить дотацию
для погашения кредита на приобретение жилой недвижимости или другие льготы при кредитовании для ее покупки.
Требования к претендентам на господдержку
К сожалению, воспользоваться поддержкой государства для улучшения своего жилищного состояния под силу не каждому желающему, а лишь тем работникам, которые удовлетворяют ряду обязательных требований, позволяющих стать участником программы для госслужащих и заключающихся в следующем:
не оформлены отношения социального найма жилья
осуществляется в коммунальной квартире или общежитии
проживают в арендуемом жилье, при отсутствии собственного
При соблюдении перечисленных условий и наличии не менее, чем года непрерывного стажа, претенденту на господдержку из числа служащих федеральных структур могут быть предоставлены различные субсидии, позволяющие улучшить жилищное положение.
Дополнительным условием для допуска к получению государственной поддержки является предельный возраст заемщика, который не может быть более:
30 лет
40 лет
Способы участия государства в ипотеке
Помощь, нуждающимся в улучшении условий проживания, служащим федеральных структур, может заключаться в следующем:
предоставление дотации
субсидия на первоначальный платеж
снижение ежемесячного платежа
пониженная процентная ставка
Единовременная дотация
Чаще всего ипотека госслужащим на приобретение жилья берется самостоятельно и выплачивается в течение некоторого интервала времени, после чего оформляется прошение о государственной помощи, поэтому государственная субсидия для уменьшения или гашения суммы долга является наиболее востребованной.
Чтобы попасть в число претендентов на разовую выплату, которая за все время службы и жизни, вне зависимости от смены места работы, может быть получена лишь один раз,
требуется собрать и предоставить в специальную комиссию следующие документы:
Дополнительно предоставляются документы, обосновывающие право претендовать на улучшение жилой площади:
Собрав необходимую документацию на бумажных носителях, в виде оригиналов или заверенных ксерокопий, необходимо передать пакет на рассмотрение специальной административной комиссии, выполняющей проверку данных и принятие решения о включении в очередь на льготную выплату.
Если прошение о господдержке и предоставлении льготной ипотеки относится к объекту, приобретенному до начала службы на благо государства, то в комиссию необходимо предоставить заверенные копии следующих документов:
Помимо указанных копий, потребуется взять справку в банке
, выдавшем кредит, о наличии остатка по основному долгу и процентам, подлежащих погашения для полного исполнения обязательств перед финансовым учреждением.
Интервал времени на проверки и принятие решения, установленный для комиссии, не должен превысить 2-х месяцев, но может быть продлен на аналогичный срок, если документы возвращаются на доработку и комплектацию. О поступлении документации на рассмотрении, промежуточных и конечном результате, заявитель будет осведомлен в виде почтового уведомления на указанный в документах адрес.
В случае принятия положительного решения, претендент включается в существующий реестр для данного ведомства и ожидает финансирования из государственной казны, которое может произойти по прошествии нескольких месяцев или лет.
Определение размера субсидии заключается в умножении следующих дифференцированных величин:
для одного
для двоих
при 3-х и большем числе жильцов
Коэффициент, повышающий субсидию за счет выслуги лет, не меняется первые 3 года, по истечении которых начинается прирост:
Более 20 лет на службе государства позволяют претендовать на повышающую ставку
, исчисляемую как 1,25 + 0,05 за каждый год службы, но не более 1,5.
Перед тем, как взять ипотеку, госслужащему, способному удовлетворить требования административной комиссии, следует подать документы на предоставление средств из федеральной казны, если материальное благосостояние не позволяет сделать требуемый по условиям банка первоначальный платеж.
Алгоритм государственной поддержки субъектов, состоящих на службе в соответствующих структурах, предусматривает подобную возможность, воспользоваться которой практически не представляется возможным по причине длительной процедуры рассмотрений и поступления средств.
Даже при оперативном включении в программу господдержки, претенденту может потребоваться год и более для ожидания, при отсутствии средств в бюджете текущего периода.
При подготовке пакета документов, претенденту дополнительно потребуются:
Специфика заключается в том, что на момент принятия положительного решения и поступления бюджетных средств, стоимость жилья по договору может возрасти в силу инфляции, и суммы субсидии окажется недостаточно для совершения покупки, даже допустив, что за это время квартира не будет продана другому покупателю.
Процедура снижения размера платежей при ипотеке аналогична, описанному алгоритму для прочих вариантов господдержки работников государственной службы. Пакет документов включает в себя все необходимые бумаги для подтверждения обоснованности ходатайства о помощи из федеральной казны и покупки квартиры по ипотеке, а также копию кредитного договора с графиком платежей, в котором указаны размеры взносов и периодичность их выполнения.
Процедура может быть запущена на любом этапе ипотечного кредитования
госслужащих, как при ее оформлении, так и в процессе выплаты действующего кредитного договора.
Размер первоначального взноса, возраст заемщика, срок кредитования и/или процент ипотеки для госслужащих могут быть изменены в исключительных случаях при наличии договоренности федерального руководства с определенными финансовыми учреждениями и применяется в исключительных случаях, для регионов, в которых ситуация с кадрами откровенно неблагоприятна, а иные способы не помогают ее изменить.
Как использовать господдержку
При наличии положительного решения комиссии и наступлении очередности претендента на помощь из федерального бюджета,
соответствующее решение следует предоставить в финансовый институт, который оформлял ипотеку
.
Банк предоставляет своему заемщику реквизиты расчетного счета, на который должны быть переведены бюджетные средства, как для полного или частичного гашения суммы основного долга и процентов, так и для частичной компенсации ежемесячного взноса.
Когда решение о господдержке получено до оформления ипотечного кредита, то оно включается в пакет документов, предоставляемых банку, включающий в себя:
Условия кредитования госслужащих
По итогам работы 2015 года, Сбербанк России констатировал, что около трети всех ипотечных продуктов, оформленных его клиентами в отчетном периоде, были подкреплены и стали возможны благодаря государственной поддержке. Настоящая программа запущена в марте прошлого года и пользуется популярностью у категорий граждан, которые могут претендовать на субсидии из федерального бюджета.
8 млн. рублей
3 млн. рублей
от 11,4% годовых и выше
не менее 20%
30 лет