У нью-йоркского кредитного союза Melrose ($1,93 млрд активов) за год, завершившийся в марте, просроченные кредиты увеличились с $5,7 млн до $371 млн, сообщает FT. Причина – кредиты операторам такси на покупку медальонов, без которых работать таксистом в Нью-Йорке нельзя. Год назад у Melrose было $1,56 млрд кредитов, обеспеченных 3100 медальонами.
У кредитного союза Lomto, также работающего с таксистами, за год доля просроченных ссуд выросла с $2,8 млн до $22,4 млн. Из-за подобных проблем кредитный союз Montauk был взят под контроль департаментом финансовых услуг штата Нью-Йорк.
С 70-х гг. медальоны непрерывно дорожали, и в 2013 г. они стоили $1 млн за штуку. «Был пузырь, никто не спорит», – отмечает аналитик Sandler O’Neill Александр Твердал. Но из-за конкуренции со стороны Uber и Lyft, водители которых работают без медальонов, цена упала до $500 000.
Melrose, Lomto и другие финансовые компании, кредитующие таксистов, подали судебный иск к властям Нью-Йорка. «Компании, подобные Uber, быстро создали параллельную нелицензируемую сеть такси», – говорится в иске.
Администрация национальных кредитных союзов (NCUA) «внимательно следит за ситуацией», сказал FT ее представитель Тим Седжерсон. Но кредитные союзы отчасти сами виноваты: «Они думали, как больше выдать кредитов, а не о сокращении рисков».
Uber (оценочная стоимость – $62,5 млрд) работает в 68 странах. Австралия, Мексика, Индия и часть штатов США уже регулируют подобные сервисы. Поэтому компания готовится и к тому, что регулироваться ее деятельность будет жестче. «Не нужен отказ от регулирования, но оно должно быть современным», – говорит член совета директоров Uber Дэвид Плауфф.
В начале мая Uber создал совет, который будет заниматься этими вопросами. В него вошли бывший еврокомиссар по конкуренции и телекомам Нелли Крус, экс-министр транспорта США Рэй Лахуд, экс-премьер Перу Роберто Данино и защитница прав женщин в Саудовской Аравии принцесса Рима Бандар аль-Сауд.